class="post-template-default single single-post postid-218 single-format-aside custom-background">
 

Закон целостности композиции

Дата: 7 Февраль 2014 Рубрика: Бесплатные уроки, О композиции Комментарии: 10 комментариев

слон и моська2Многим начинающим художникам трудно скомпоновать фигуры и предметы на изобразительной плоскости.
Композиция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение).
Чтобы изображение выглядело гармонично, надо учитывать некоторые законы в изобразительном искусстве.
Мы знаем, что в природе есть закон притяжения, так же есть законы композиции, например закон целостности, равновесия и т.д.

О композиции я слышал много различных мнений от разных художников.
И даже такие: «Композиция — это основа всего мироздания» или «нет никаких законов — интуиция лучше знает».  И я не спорю, так как у каждого есть право на свое мнение.

Но я скажу немного о компоновке, используя закон целостности.

Когда мы смотрим на предметы, например на дерево, то мы видим его цельным. Мы не видим каждый листик, но в первую очередь нам бросается в глаза пятно. И потом глаз пытается выделить контур дерева. То есть мы сначала видим силуэт предмета.

А уже потом мы вглядываемся и видим веточки и листья.

Сама природа подсказывает нам, как надо изображать предметы. Сначала общее, а потом частное.

На изобразительной плоскости предметы должны иметь красивый силуэт. Надо создавать из предметов группу так, чтобы линия контура была гармоничной.

Но как быть, если поставлена задача нарисовать маленькую собачку Моську, лающую на слона?

Представьте нарисованного слона и в метре от него собачку. Взгляд сначала скользил по спине слона, потом вдруг резко обрывается и начинает искать точку опоры, а куда же дальше двигать глаза. Глазу будет не комфортно. Мы подсознательно стремимся к комфорту, равновесию. Рядом с большим предметом нельзя ставить маленький.

Поэтому, чтобы приятно было глазу смотреть на изображение, слона и собачку надо объединить в одно целое. Можно нарисовать куст чуть поменьше слона и частично за ним. Собачью будку перед кустом и частично за собачкой. Если предметы объединить в одну группу, то у группы появится свой силуэт, плавно перетекающий с одной фигуры на другую. И глаз начинает комфортно разглядывать предметы.

Итак мы узнали, что при компоновке фигур надо помнить о цельности изображения.

А вам будет домашнее задание побывать в роли учителя и эксперта.

Найдите в интернете картинки с басней Крылова «Слон и Моська». И попробуйте увидеть, на каких картинах художник объединил в группу персонажи так, чтобы фигуры объединились в одно целое, и получился красивый силуэт. А на каких картинах (и такое бывает) художник нарисовал с ошибками. То есть фигуры расположены отдельно сами по себе и не завязаны в одно целое. Поэтому в результате изображение выглядит раздроблено.

Ну и на этом все. До встречи в следующих выпусках.

 

Навигация

Следующая статья:

Закон целостности композицииСтань художником проект Вячеслава Сучкова

К записи "Закон целостности композиции" 10 комментариев

  1. Татьяна:

    Добрый день, Вячеслав Станиславович! Очень благодарна Вам за статью о композиции. Для меня это проблема №1. С уважением Татьяна.

  2. Галина:

    Дякую…Просто і зрозуміло…

  3. людмила:

    спасибо

  4. Марина:

    Спасибо за Ваш прекрасный проект!!

  5. viacheslav stanislavich,ia ochen rad svami poznakomitsia…ia budu vashim uchinikom,nauchite menia risavat…master.bog svami.

  6. Svetlana:

    Byacheslav, slychaino popala na Vashy stranizy i prosmotrela MK!! Ochen’ kachestvennie zaposi i ochen’ krasivie! Teper’ zhdy zarplati i nadeus’ s Vashei pomosh’u nauchitsya pisat’ krasoty!!!

    Spasibo

  7. Светлана, желаю Вам успехов! Рекомендую начать с видео курса для начинающих «Деревья у пруда». С описанием курса можно познакомиться на странице по этой ссылке >>> http://vsuchkov.ru/wppage/kak-napisat-peyzazh-maslom/

  8. Наталия:

    Замечательная статья о композиции. Вроде так знакомо это слово, а как много в себе таит. Никогда об этом не задумывалась, ни о какой-то целостности. Просто пробовала писать что нравится. А нравится — это попытка срисовать чью-то картину, либо написать ее вместе с художником в мастер-классах или на уроках. Что-то получается, чем-то недовольна. Теперь буду рассматривать и готовиться к написанию картины с учетом композиции, целостности сюжета, перспективы и правильным подходом к теням. У меня это особенно слабое место. Спасибо.

    • Композиция — это фундамент произведения. Но не надо ставить себе блоки, если не понятно, как компоновать объекты картины, чтобы не опустились руки, и вообще перестать рисовать. Многие новички входят в ступор от научного подхода к рисованию. Учиться композиции конечно надо, но важнее чаще рисовать. А копируя работы профессионалов, Вы автоматически перенимаете их опыт по композиции, может сначала даже и не осознавая этого. Просто надо копировать более осознанно, смотреть почему этот мазок более яркий и на дальнем плане менее, что главное, а что второстепнное и т.д. Когда мы пишем пейзаж с натуры, мы тоже копируем, только у самой природы. Переняв опыт разных художников по композиции, у Вас появиться свой опыт и тогда Вы будет готовы к созданию своей картины, основанной на собственном сюжете.

Оставить свой комментарий

Подписывайтесь на мой канал в ютуб
Наверх