class="post-template-default single single-post postid-337 single-format-video custom-background">
 

Законы воздушной перспективы в пейзаже. Живопись. Композиция.

Дата: 21 Февраль 2014 Рубрика: Бесплатные уроки, Цвет тон перспектива Комментарии: 6 комментариев

Синяя гораНе знаю, как других, а меня завораживает вид синих далей. Если смотришь на панорамный вид окрестности с полями, селениями, то обращаешь внимание на то, что чем объекты дальше, тем они становятся менее четкими. Как будто легкая дымка обволакивает их. И вот на горизонте синяя полоска леса плавно переходит в небо. Я сразу делаю кадр увиденного в голове, и мысленно представляю, как бы я это выразил в красках на холсте. Переполняюсь эмоциями, когда вижу такие мотивы. Особенно когда на среднем плане вдруг как прожектор скользнет по полям, по лесам солнечный луч и зажжёт ярким светом макушки деревьев, или крыши домиков, или зеленую полоску травы.  А синие дали, как море, можно на них смотреть бесконечно.

Это как в театре на сцене. Сначала открывается занавес или передний план. Потом мы видим то, что происходит на сцене или на среднем плане. И затем обращаем внимание на задний фон, который усиливает ощущение пространства.  Эта плановость в спектакле создает как бы реальное пространство.

Но чтобы изображение на картине выглядело реалистично, нужно применять правила воздушной перспективы.

В принципе выше я уже описал, как можно наблюдать воздушную перспективу в природе.

Итак, правила воздушной перспективы сводятся к тому, что дальние объекты, в отличии от ближних, выглядят светлее, менее четче и обычно синее, если речь идет о пейзаже, или принимают цвет и тон той воздушной среды, в которой находятся.

И степень отличия объектов разных планов зависит  от состояния воздушной среды. Так, при тумане объекты могут растворятся на средних планах и исчезать из поля зрения на дальнем плане. В дождь тоже похожее состояние. То есть дальние объекты отделяются от нас воздушным пространством.

И сегодня мы с вами посмотрим на примере разных картин, как художники использовали законы воздушной перспективы в пейзажной живописи.

Картина «Крым» Апполинария Васнецова. На переднем плане мы видим яркие зеленые деревья на желто-зеленой земле. Цвета переднего плана сочные, насыщенные. На среднем плане лесной массив меняет яркость и насыщенность цвета. Рисунок деревьев становится обобщенным. И на дальнем плане мы видим горный массив, который заслонен от нас как бы полуматовой пленкой. Горы становятся цвета воздуха. А воздух весь пронизан небесной и морской синевой.

Или пейзаж этого же художника «Тайга на Урале. Синяя гора». Здесь очень наглядно видно отличие заднего плана от ближнего. Это панорамный вид. Мы видим впереди деревья, четкие по рисунку, насыщенные по тону и цвету. На среднем плане лесной массив теряет цветовую насыщенность, становится более светлее, и рисунок менее выражен.

Затем мы видим явный переход среднего плана в дальний. Часть леса, уходящего вдаль покрывается синевой воздуха, и цвет становится сиреневым. Затем лес плавно переходит в горы, которые уже становятся более синими, так как находятся достаточно далеко.

На этой картине можно буквально ощутить свежесть воздуха, настолько умело художник использовал законы воздушной перспективы.

Теперь посмотрим на пейзажи мастера воздушной перспективы И.И. Шишкина, который мог узкой полоской на горизонте создать иллюзию бесконечности пространства.

Перед нами панорамный пейзаж «Кама близ Елабуги». Художник ставит перед собой интересную задачу. Все внимание сосредоточено на любовании рисунком сосен, расположенных на среднем плане. Передний план мало активен, его задача завлечь нас уходящей дорогой в лес и открыть бесконечный простор панорамного вида за лесом. А средний план хоть и прописан, но не так как это было бы, если эти сосны находились вблизи.

Ведь глаз на расстоянии уже не так четко видит детали. И мы также наблюдаем, как просторы полей ближе к горизонту становятся все менее выражены и еле читаются, растворяясь синевой на горизонте. Так создается ощущение бесконечных расстояний.

А на картине «Дождь в дубовом лесу» Шишкин показывает нам прием воздушной перспективы с мокрым воздушным пространством. В этом случае пленки, которые мы как будто бы накладываем на средний и задний план, становятся более матовыми. Дальний лес почти растворяется в туманной влаге. Воздух наполняется сыростью, и видимость становится не очень хорошая. И это художники эффектно применяют в своих картинах.

Интересно наблюдать, как Шишкин приглашает нас полюбоваться мокрым лесом.

Дорога уходит вдаль и сразу заставляет идти по ней. Как только мы пошли, то справа и слева мы наслаждаемся видами мокрых дубов. Они настолько искусно прописаны, что мы буквально ощущаем их влажность. Не остается незамеченной лужица с изящными бликами. Дальше мы увлекаемся фигурами под зонтом. Они уже не так прописаны. Но своим движением они заставляют нас посмотреть на идущего дальше мужчину. А тот уже написан просто силуэтом, и почти без цвета, и он намного светлее, чем фигуры до него.

Этот человек нас продолжает увлекать дальше, и наш взгляд уже начинает рассматривать дальний план, где деревья растворяются в мокром воздухе. Линии горизонта не видно, но автор заставляет нас мысленно её представлять, и тем самым надолго притягивает к любованию своим произведением.

Давайте посмотрим как художник В.В. Верещагин применял воздушную перспективу в городском пейзаже на картине «Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром.» Мы видим, как дальний план обволакивает синь воздуха, и архитектура показана почти без деталей, а только синим силуэтом.

Ну на этом все. Применяйте эти правила воздушной перспективы, и ваши пейзажи наполнит воздух и пространство.

 

 

 

 

Для поддержания проекта расскажите пожалуйста о статье друзьям в соц.сетях.

 

Законы воздушной перспективы в пейзаже. Живопись. Композиция.Стань художником проект Вячеслава Сучкова

К записи "Законы воздушной перспективы в пейзаже. Живопись. Композиция." 6 комментариев

  1. Спасибо большое за ценные советы.

  2. Большое С П А С И Б О за «Воздушные Перспективы»! Ваши уроки дают возможность научиться грамотно писать пейзаж! Жаль, что пенсия не позволяет развернуться. Поэтому Вам вдвойне Спасибо!

  3. Наталия:

    Нынче очень много МК художников, цена неподъемная для пенсионерки. СПАСИБО Вам за щедрость. Здоровья Вам хорошего

  4. Любовь Михайловна:

    Вячеслав спасибо большое за ваши консультации, они необходимы для пенсионеров, любителей живописи.

Оставить свой комментарий

Подписывайтесь на мой канал в ютуб
Наверх